Ассирия — могучее древнее государство на территории нынешнего Ирака. В мировую сокровищницу искусства вошли украшавшие царские чертоги VIII-VII веков до н.э. ассирийские барельефы. Кроме прочего, они донесли до нашего времени, какие одежды носили древние ассирийцы — цари и царицы, вельможи, воины, слуги, ремесленники.
Некоторая условность, погрешность перспективы и нагромождение изображений на небольшом пространстве не умаляют их удивительной реалистичности и исторической точности деталей. Кроме прочего, эти барельефы наряду с клинописными табличками донесли до нашего времени достоверное знание о пышной придворной жизни, изящной мебели с резьбой и инкрустацией, ковровых орнаментах, ювелирных изделиях и, наконец, об одеждах ассирийцев — царей, вельмож, воинов, придворной прислуги, ремесленников.
К шедеврам искусства ассирийских барельефов специалисты относят "Сцену в саду". На этом барельефе изображён могущественный царь Ашшурбаннипал, пирующий с супругой в виноградной беседке своего сада. Некоторые искусствоведы обратили внимание на странность "пира" — обычно многолюдного, а в беседке "пируют" лишь двое; на взгляд Ашшурбаннипала, устремлённый поверх царицы, куда-то за пределы сада — "туда, где высится отрубленная голова его врага". Может быть, на барельефе изображена глубокая драма — торжество деспота над искалеченной душой женщины, принуждённой быть участницей этого необычного пира. Однако это — предположения. А что касается одежд царя, царицы и прислужниц — это, можно сказать, документальное свидетельство.
"Сцена в саду" (илл.1)— единственный сохранившийся барельеф с изображением женщин. Тем важнее он как "носитель информации" о женском костюме в древней Ассирии.
Итак, царица сидит в высоком кресле у ног возлежащего на ложе царя Ашшурбаннипала. Она одета в длинное прямое платье с длинными узкими рукавами и накидку, отделанную каймой и обшитую неширокой бахромой. Вся одежда богато орнаментирована вышивкой (розетки в кругах). На голове царицы — шапочка с фигурным бортиком (венец с драгоценными камнями?). Густые завитые волосы, достигающие плеч, уложены правильными рядами. В ушах — серьги, на руках — браслеты. В отличие от египетских цариц (см. "Древние египтяне: величавы как боги и красивы как лотос" — "ТМ" № 1(54), с. 5-11) — вполне, можно сказать, земная женщина.
На прислужницах царицы тоже прямые обшитые снизу бахромой платья с длинными узкими рукавами. У них тоже густые достигающие плеч завитые волосы, уложенные правильными рядами, на головах — тоже маленькие шапочки, но, в отличие от царицы, с гладким бортиком. Различия в одежде царицы и прислужниц, конечно, огромные, но крой платьев и причёски — одинаковы.
С царями дело обстояло иначе. Вообще основной мужской одеждой всех ассирийцев была рубашка с короткими рукавами — канди. Канди носили и цари, только у них оно было длинным, чуть выше ступней ног, а у пастуха или воина не закрывало колен: чем выше положение ассирийца в обществе, тем длиннее было его канди: бывало, что более богатому приходилось довольствоваться рубахой короче, чем более знатному.
Канди придворных обшивалось понизу пурпурной бахромой. Кроме того, знаком социального положения была обёртываемая вокруг фигуры через плечо или по груди перевязь, обшитая с одной стороны бахромой из шерсти. Чем знатнее сановники, тем длиннее были перевязи и тем больше бахромы на одежде.
Царь — и только царь — имел право носить несколько одежд. Поверх канди он надевал сделанный из шерсти непорочных (до года) белых ягнят особой породы узкий конас — не сшитый с боков плащ. Вся поверхность плаща была украшена вышивкой, в которую, вероятно, вводились чеканные пластинки. На некоторых барельефах у Ашшурбаннипала, как и у других ассирийских царей, поверх плаща-конаса надет ещё один плащ, драпированный на груди и обшитый бахромой. Канди носили с поясом, но только у царя длинный пояс заканчивался двойной кистью с пластинками. Сверх плаща-конаса надевалась через плечо перевязь с бахромой (илл.2).
Головной убор ассирийского царя был из тонкого белого войлока, назывался кидарис и украшался золотыми пластинками — розетками, которые символизировали солнце. Верх кидариса заканчивался шишаком (илл.3), низ был повязан белой лентой с длинными концами, украшенными бахромой. На каждой руке царь носил по два браслета — на запястье с изображением символа солнца, а выше локтя — незамкнутый обруч. Обувь царя и знатных ассирийцев — сандалии с закрытыми задниками (илл. 2).
Знаком царского достоинства был и зонтик — им осеняли царя во время торжественных выходов и выездов (илл. 3).
На ассирийских барельефах только евнухи изображены без бороды и усов: ухоженные вьющиеся от природы или завитые волосы и пышная борода были знаком достоинства (илл.2).
На дошедших до нас барельефах среди многочисленных изображений историки и искусствоведы выделяют несколько видов военных костюмов. Первый, очевидно, носили в мирное время (илл. 4), второй, с защитными доспехами, — на поле брани. Защитные доспехи различались по роду войск. Копьеносцы, например, кроме рубашки специального покроя (возможно, из кожи), имели щиты (илл. 5 ). Лучники носили длинные, если сражались стоя, и короткие стёганые из шерсти панцири, покрытые металлическими или кожаными пластинками, и остроконечные металлические шлемы(илл. 6).
Обувь, защищавшая ноги, у всех родов войск была приспособлена для длительных переходов. Это были высокие башмаки, которые надевали сверх обмоток. Некоторые изображения воинов дают возможность предполагать, что они носили штаны. Возможно, это были жители горных районов с более суровым климатом, чем в долинах…
Почти полуторатысячелетняя история древней Ассирии насыщена практически беспрерывной чередой войн, в том числе гражданских, восстаниями, дворцовыми переворотами, взлётами торговли, ремёсел, земледелия и периодами экономической и культурной деградации. Ассирия была близка к изобретению книгопечатания и при этом имела исключительно жёсткое законодательство. И удивительно устойчивой, почти исторически неизменной была ассирийская "мода": основные виды одежды, обуви, украшений в течение многих веков оставались, в сущности, неизменными и почти не связанными с индивидуальностью ассирийцев. Такими они и вошли в историю.