Александр МАЩЕНКО
Битлабавин мантейта, атурая!
Кто из нас не помнит по школьным учебникам историю загадочной древней Ассирии? Простиралась она от Египта и берегов Средиземного моря на юге и западе до Закавказья на севере и Индии на востоке. Еще за восемнадцать веков до рождества Христова царь Хаммурапи издал законы - ценнейший образец древневосточного права. Навсегда остались в истории и ассирийские правители Асархаддон, Синахерибе. А царь Ашшурбанипал в VII веке до нашей эры собрал первую в мире библиотеку: свыше 30 тысяч глиняных табличек хранилось в Ниневии, тогдашней столице государства…
Казалось бы, что нам до событий, происходивших тысячи лет назад? В том-то и дело, что потомки ассирийцев до сих пор живут среди нас. Например, в Невинномысске. Здесь здравствуют ассирийка Далила Гермисовна Давыдова (Би-Девид) и ее сын Анатолий Фомич Давыдов. В судьбе семьи Давыдовых, как в капле воды, отразилась судьба многострадального ассирийского народа.
От геноцида - к репрессиям
После распада великой империи словно тяжкий рок навис над ассирийцами (самоназвание этого народа - атурая). Много раз они подвергались самому настоящему геноциду. Дело в том, что уже в первом веке среди ассирийцев распространилось христианство: небольшое княжество Осроена, возникшее на обломках царства, было первым христианским государством мира. Ассирийская христианская церковь достигла рассвета в VII веке: ее митрополии располагались от Сирии до Китая. Средневековые ассирийские просветители вели активную миссионерскую деятельность. Найденные в Тибете и даже Японии памятники христианства относятся к VI-VIII векам!
Ассирийцы-христиане, жившие на территории современных Турции, Ирака и Ирана, оказались во враждебном религиозном окружении. Во время завоевательных походов Тимура большая часть ассирийцев была уничтожена из-за отказа принять ислам. А с XVI века потомки атурая живут уже на территории Османской империи. В XIX веке они становятся разменной картой в международных конфликтах на Ближнем Востоке: европейские государства использовали тогда в своих интересах ассирийцев и других христиан, что вызывало недовольство турецких властей и погромы, жесточайшие репрессии. Только за первую четверть XX века от рук турецких и курдских экстремистов погибли 500 тысяч ассирийцев. Многие бежали в ближние и дальние страны, рассеявшись по всему свету.
Далила Давыдова (в девичестве Халабова) о геноциде ассирийцев знает по рассказам отца, Гермиса, которого вместе с его родными вывезли четырнадцатилетним мальчишкой в январе 1915 году из Урмии (область Ирана) российские казаки. Тогда они спасли многих ассирийцев от резни, которую развязали подстрекаемые турками курды. Сначала урмийцы попали в Армению, а потом разбрелись по разным уголкам Российской империи.
- Папа рассказывал, что когда двадцать семей ассирийцев прибыли в станицу Невинномысскую, здешние казаки приняли их как своих, - вспоминает Далила Гермисовна. - Измученных, голодных, завшивленных, ни на что уже не надеющихся людей обогрели, накормили, дали приют…
Кстати, "специализацией" ассирийцев в России стали мелкая торговля, а также ремонт или чистка обуви. Сапожником был и отец Далилы. Всего же до революции в России проживало около 50 тысяч ассирийцев.
Постепенно жизнь налаживалась. В 1924 году в Лабинске молодой Гермис женился на красавице Зерди. А через два года родилась Далила. Появился у нее и братик Алэксэн (Алексей). Жила молодая семья после Невинки в Армавире, Ставрополе. Жила спокойно и счастливо, пока и ее не захлестнул вал сталинских репрессий.
Отца Далилы, малограмотного сапожника, который и по-русски-то говорил еле-еле, обвинили в "участии в антисоветской националистической организации". Сначала держали в тюрьме, а в 1940-м выслали в Казахстан. Тогда же были репрессированы и сосланы в Сибирь и Казахстан тысячи ассирийцев.
В ссылке пробыли с 1940 по 1963 год. Жили в небольшом поселке Федоровка, что в Кустанайской области. Ссыльных было много: русские, армяне, чеченцы… Здесь родились трое младших братьев Далилы. Здесь же вышла она замуж в 1945 году за Фому Давыдова (Би-Девид). Вскоре у них родился сын Анатолий.
Нужно отметить, что с ассирийскими фамилиями и именами истории выходили самые разные. Их приближали к русским (так Би-Девид превратились в Давыдовых) и в официальных документах перевирали безбожно. Так, у братьев Далилы Гермисовны отчества… разные. Как услышит паспортист, так и записывает.
В Невинке
Хотя со временем и наладилась жизнь в Казахстане, сердце тянуло на Северный Кавказ. Сюда и переехали Халабовы-Давыдовы после реабилитации, поселились в Невинке, когда-то гостеприимно принявшей голых и босых ассирийцев, чудом уцелевших от геноцида.
В Невинномысске Далила Гермисовна работала фотографом. В городском быткомбинате была на хорошем счету. Сейчас нет в живых ее мамы, отца, мужа. Главная опора - сын Анатолий. Он тоже не забывает о том, к какому народу принадлежит. Собирает журналы, издаваемые землячествами, ездит на народные праздники в другие регионы России - туда, где ассирийцы проживают целыми селами.
А Далила Гермисовна, несмотря на преклонные лета, без дела сидеть не может. Часто выходит с фотоаппаратом в городской парк, который сама и помогала создавать в 60-е годы.
- Сейчас практически все приходят отдыхать со своими фотоаппаратами, клиентов почти нет, - говорит моя собеседница. - Но главное - я с людьми пообщаюсь и веселей, легче становится на душе.
Заходит в гости к Далиле Гермисовне ее подруга Людмила Адамова. Она тоже ассирийка. В Невинномысск приехала несколько лет назад с мужем, сыном, невесткой и двумя внуками из Тбилиси. Некогда гостеприимный и щедрый город пришлось покинуть после того, как к власти пришел Шеварднадзе. При нем ассирийцы и люди других, "негрузинских", национальностей вдруг пришлись не ко двору.
Мат Марьям
Не будет преувеличением сказать, что все ассирийцы живут мечтой о своей родине. Но вряд ли мечта осуществима. Посудите сами. Всего представителей атурая сегодня осталось около 350 тысяч человек. В Ираке живут 120 тысяч, в Иране - 100 тысяч и в Турции - 70 тысяч. А остальные рассеяны по всему свету. Можно встретить атурая в США, Австралии, Сирии, Германии, Швеции, России (по переписи 1989 года в Российской Федерации проживало 10,6 тысячи ассирийцев). Многие уже пустили корни на новой родине и вряд ли поедут в неизвестность.
Тенденция последних лет - объединяться в плане духовном, информационном, религиозном. Не исключение Россия и страны СНГ. Здесь действуют центры ассирийской культуры, расположенные в крупных городах. В Москве издается журнал "Мелта" ("Слово"), "Ассирийская газета", по субботам выходит радиопрограмма "Голос ассирийца". В сентябре 1998 года в Москве же был освящен первый за последние 80 лет ассирийский храм - церковь Мат Марьям. Строятся ассирийские церкви в Краснодаре, Киеве. Изучают ассирийцы и родной язык (это актуально для молодежи - многие язык отцов и дедов не знают или знают очень плохо). Но 50 процентов атурая родным считают ассирийский язык. Вообще сегодня среди ассирийцев много интеллигенции - писателей, художников, актеров. Да и всем известная целительница Джуна Давиташвили тоже ассирийка.
Душа народа - кухня
Верно говорят, что почувствовать душу народа можно не только через его язык, культуру, но и через кухню. Далила Гермисовна умеет готовить немало блюд ассирийской кухни. Самое поразительное, что рецепты за тысячелетия практически не изменились. И нет в них никаких экзотических ингредиентов, только названия звучат непривычно: ширва д-сураи, бушаля, гирду, гердайа, сохатан, джажик, тава…
Читатели нашей газеты тоже запросто могут приготовить что-нибудь из древнейших ассирийских блюд. Например, джажик - закуску из творога. Разогретое топленое масло (150 граммов), мелко нарезанные зеленый лук и укроп (по 150 граммов) тщательно перемешивают с одним килограммом творога и солят. Стоит попробовать и таву. Яйца вливают в разогретое на сковороде топленое или сливочное масло, через пару минут кладут сверху… мед. Расплавившись, он образует красивую золотую пленку на яичнице. А чтобы сделать сохатан, 2 килограмма кефира сбивают до однородной массы, добавляют поллитра кипяченой остуженной воды, соль по вкусу, вновь сбивают. Добавляют в приготовленную жидкость зелень (100 граммов петрушки и 500 - укропа), по 100 граммов лука-порея и зеленого лука, три огурца, полкило редиса (все это нужно мелко нарезать), перемешивают и подают в холодном виде.
Вместо послесловия
Сегодня ассирийский народ пытается сохранить свою самобытность. В пеструю палитру российского населения ассирийцы вносят свои, отличные от других краски. Хочется пожелать всем ассирийцам на их же языке только одно: "Битлабавин мантейта!" - "Желаем успеха!".
Источник: "Ставропольская правда", 18 октября 2002 г.