СофияПонедельник, 23.10.2017, 07:20

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Мои файлы [15]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73

Главная » Файлы » Мои файлы

Ассирийцы – народ из истории древнего мира
[ ] 05.08.2008, 12:14
Ассирийцы – народ из истории древнего мира

Семен Яковлевич Козлов - этнолог.

Что приходит в голову, когда услышишь или прочитаешь слова «Ассирия», «ассирийцы»? Кому-то – виденные когда-то в музее или в школьном учебнике могучие крылатые быки и глиняные таблички, на которых причудливыми клиньями написано что-то загадочное; кто-то, возможно, вспомнит «самого носатого, самого коричневого ассирийца» из «12 стульев», который чистил сапоги на углу Тверской и Камергерского переулка в Москве. А если вспомнится и то, и другое, то неизбежно возникает мысль: «И это – все? Глиняные таблички и этот чистильщик обуви – и подобные ему парии городов в разных странах – это все, что осталось от могучей державы, от грозного и талантливого народа, определявшего когда-то ход исторических часов?» В общем-то – все это так. Река времен – всесильно ее могучее, все подмывающее, все сметающее, все уносящее течение. Но что-то все же остается на ее берегах.
Именно ассирийцы – два несторианских монаха – вынесли в своих посохах грены тутового шелкопряда из Китая

 

Барельеф из дворца в Дур-Шаррукине, VIII век до н.э

Царство Шумера и Аккада

В V тыс. до н.э. в долинах рек Тигр и Евфрат (Месопотамия, греч., Междуречье), в южной части этого региона появились шумеры (племена неизвестного происхождения) и принялись осваивать эти плодородные земли. В IV тыс. они создали здесь первые города-государства. Впечатляют своей монументальностью и размерами дворцы и храмы, фортификационные сооружения, которые возводили шумеры. Но, может быть, самым значительным достижением сформировавшейся здесь высокой цивилизации, одной из древнейших в мире, была изобретенная шумерами письменность, которую принято называть клинописью. Шумерский период истории Месопотамии завершился в конце III – начале II тыс. до н. э.

Соседями шумеров на севере были семитские племена – вавилоняне и ассирийцы, или аккадцы (по названию их главного города – Аккада). В XXIV веке до н.э. правитель Аккада Саргон I объединил под своей властью почти всю Месопотамию, создав «царство Шумера и Аккада». Во II тыс. до н.э. страна стала называться Вавилонией (начало II тыс. – 539 год до н.э.; ее главным городом был г. Вавилон, к юго-западу от современного Багдада).

Постепенно, в течение многих веков шел процесс взаимовлияния, интеграции шумеров и аккадцев, синтез культур этих народов, шумерский язык был постепенно вытеснен аккадским (вавилоно-ассирийским). На рубеже III и II тысячелетий произошло разделение аккадского языка на два диалекта – ассирийский (на севере) и вавилонский (на юге).

Название «Ассирия» (оно пришло к нам от греков) – от имени Ашшура (Ассура), главного бога города Ашшура (названного в его честь), центрального божества ассирийского пантеона. Город этот на реке Тигр возник не позднее середины III тыс. до н.э.

Ассирийское царство (XIX век – 605 год до н.э.) образовалось в процессе заселения семитскими племенами земель в северной Месопотамии и прилегающих районах. С конца XII века до н.э. большое влияние и на государство, и на ассирийцев как народ стали оказывать семиты – арамейцы, пришедшие из сирийской степи. Во время борьбы с ними столицу из Ашшура перенесли в Ниневию. Ассирийцы усвоили язык и алфавит пришельцев; в то же время древняя культура ассирийцев воздействовала на арамейцев. Происходила взаимная ассимиляция, объединение ассирийцев и арамейцев в один народ, называвший себя ассирийцами; язык его был «смесью» ассиро-вавилонского и арамейского.

От Ирана до Урарту

Период наивысшего могущества Ассирийского царства – вторая половина VIII – первая половина VII веков до н.э. Ассирийская армия, великолепно вооруженная и организованная, обеспечивала распространение власти своих царей на огромную территорию – от Ирана на востоке до Средиземноморья на западе, от Урарту и южной Анатолии (Малой Азии) на севере до Египта на юге. В стране развивались науки и ремесла, строительное дело, военная техника. Тиглатпалассар III (745–727 до н. э.) после многочисленных победных походов и завоеваний принял в 729 году до н.э. титул «царя Ашшура, царя Вавилона, царя Шумера и Аккада».

Однако бесконечные войны в конце концов истощили страну. В 626–605 гг. Ассирия пала под ударами коалиции Мидии и Вавилонии и перестала существовать как самостоятельное государство. Ассирийцы частично были уничтожены победителями, частично – уведены в плен и «растворились» среди иноземцев. Однако весь ассирийский народ не был истреблен. Многие нашли спасение и убежище в горной Ассирии; другие уцелели в своих городах и селениях. Конечно, за последующие века они вобрали в себя многие этнические элементы: персов, арабов, тюрок, курдов, армян и др.; впитали в свою культуру многое из культуры соседних народов. Но почти полторы тысячи лет этнокультурного развития в качестве державного народа сформировали такой запас внутренней, глубинной прочности, такой уровень его самосознания, как особой общности, которые обусловили дальнейшее сохранение ассирийцев как народа.

Между ассирийцами древности, ассирийцами («сирийцами») Средневековья и современными ассирийцами существует историческая, культурная, языковая преемственность. Под владычеством Мидии, Вавилонии, Персии, Рима, Византии, Арабского халифата, монголов, Османской империи ассирийцы из поколения в поколение передавали память о своем историческом прошлом, хранили обычаи, легенды, сказания, накопленные за минувшие тысячелетия знания. Будучи в рамках различных государств угнетаемым, а нередко и жестоко преследуемым меньшинством, они, как могли, стремились выжить не только физически, как некая группа людей, но и как народ.

История в глиняных табличках

Сами себя они называют: ассирийцы, атурая, сурая, халдеи. В России их нередко называли айсорами (этноним, пришедший от армян). Есть еще такие наименования: сиро-халдеи, сирийцы.

Современный ассирийский язык (другие его названия – сирийский, новосирийский, новоарамейский) относится лингвистами к северо-восточной ветви семитских языков. В его основе – два семитских языка: ассиро-вавилонский и древнеарамейский. Письменность – на основе сирийского письма.

Ассиро-вавилонский язык – один из древнейших письменных языков: самые старые из клинописных глиняных табличек на нем датируются XXVIII веком до н.э. Всего же их найдено археологами более полумиллиона! Это тексты исторические, медицинские, астрологические, математические, религиозные, мифы, легенды и так далее. Больше всего их обнаружено в храмах и дворцах правителей; крупнейшая из найденных библиотек принадлежала царю Ассирии Ашшурбанипалу (VII век до н.э.), в ней было более 30 тыс. таких табличек.

В первой половине XIX века окончательно сформировался нынешний литературный ассирийский язык (на базе диалектов ассирийцев, проживавших в северной Месопотамии, в восточных районах Турции и в Иране). Некоторые специалисты считают, что современный ассирийский язык восходит непосредственно к древнеассирийскому. Это богатый по лексическому составу, с развитой грамматической структурой, очень своеобразный язык, в котором сохранилось много форм, слов и словосочетаний из языка древних ассирийцев.

На ассирийском языке издаются книги, журналы и газеты в странах, где ныне живут ассирийцы: «Ассириец» (Англия), «Ассирия» (Аргентина), «Ассирийская звезда», «Ассирийский страж», «Вавилон», «Ниневия» (США) и другие.

«Дисперсный» народ

В XVIII–XIX веках преобладающая часть ассирийцев проживала в Османской империи и Иране. По различным подсчетам, к началу XX века их общая численность составляла около 1 млн. человек, из которых приблизительно 0,8 млн. жили в Османской Турции. В наше время они живут в Ираке, Сирии, Иране, Турции, в ОАЭ, в США, в Латинской Америке, в Австралии, в разных странах Европы, в России, в Закавказье. Это дисперсно расселенный народ, знающий свою историческую родину, но не имеющий своей государственности. Общая их численность в конце XX века составляла, по разным подсчетам, от 0,3–0,5 млн. до 2,5 млн. человек.

На территории России ассирийцы впервые стали селиться после русско-персидской войны 1826–1828 годов, во время которой они оказывали помощь русской армии (еще раньше, в конце XVIII – начале XIX века, отдельные группы их поселились в Грузии и Армении). Затем новые группы переселились в Россию из Турецкого Курдистана после русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Но, в общем, всех ассирийцев в России перед Первой мировой войной числилось немногим более 5 тысяч человек. Во время Первой мировой войны ассирийцы Турции выступили на стороне России, подняв антиосманское восстание. Оно было жестоко подавлено турецкими войсками. Почти полмиллиона ассирийцев были убиты; около 50 тыс. человек ушли в Россию, десятки тысяч погибли в пути. В России они расселились в разных регионах, в основном в крупных городах. По данным последней (в 1989 году) советской переписи населения, в России проживало 9,6 тыс. ассирийцев, в Грузии – 6,2 тыс., в Армении – 6 тыс., на Украине – 2,8 тыс., в Азербайджане – 0,6 тыс. Общероссийская перепись 2002 года зафиксировала в России 13,6 тыс. ассирийцев.

В советское время не обошли ассирийцев репрессии тоталитарного режима – и в довоенные десятилетия, и в 1950-е годы, когда ассирийцев Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа выселили в Сибирь и Казахстан. Уничтожалась ассирийская культура – книги и люди.

В годы Великой Отечественной войны многие ассирийцы сражались на фронтах. Л.Ш. Давыдов и С.А. Сархошев стали Героями Советского Союза; трое – генералами. После войны в СССР появилась заметная группа ассирийской интеллигенции (научные работники, вузовские и школьные преподаватели, инженеры, врачи). Особо хочу отметить страстного энтузиаста изучения истории своего народа доктора философских наук К.П. Матвеева (Бар-Маттая). По его инициативе в 1988 году была создана ассоциация ассирийцев в СССР, президентом которой стала известная целительница, поэтесса и художник Джуна Давиташвили – да, да, та самая таинственная Джуна.

В США ассирийцы появились в середине XIX века; город Турлок в Калифорнии – почти целиком ассирийский по населению. Их много среди рабочих «Дженерал моторс», «Дженерал электрик» и других гигантов американской индустрии. Но есть немало врачей, инженеров, научных работников, журналистов, писателей, актеров. Все они, как правило, входят в различные ассоциации, которые объединяет Союз ассирийцев Америки. У него есть свои радиостанции, периодические издания, школы, фонды и гуманитарные структуры; союз издает разнообразную литературу для своих соплеменников, включая учебники, научные и художественные издания на ассирийском языке.

Христос был ассирийцем?

Ассирийцы – из первых народов, принявших христианство. Среди них живет даже предание, что и сам Христос, и первые его ученики были ассирийцами! И никому при этом нет никакого дела до того, что во всех Евангелиях (а их, кроме четырех канонических, известно еще не менее 25) говорится нечто иное… Впрочем, к «усыновлению» апостолов ассирийцы (лучше, видимо, сказать, первоавторы этой легенды) подошли весьма избирательно. Одному из них, Иуде Искариоту, в «ассирийстве» было отказано. И в самом деле, зачем родниться с предателем?

Став христианами, ассирийцы, однако, довольно скоро (разумеется, по историческим меркам скоро) выделились из общей массы ортодоксальных последователей этой религии. В 428 году ассириец-монах Несторий был избран константинопольским патриархом. Однако вопреки всем догматам он стал утверждать, что Христос был не сыном Божьим, а человеком, в которого вселился Бог; соответственно, и его мать, Деву Марию, следует считать не Богородицей, а Христородицей. Высказывал Несторий и другие «нестандартные» мысли. В 431 году собравшийся в Эфесе III Вселенский собор осудил эти взгляды как ересь и низложил Нестория. Он был сослан в Ливию, затем в Египет (там и умер в 453 году).

Однако у него оказалось немало сторонников – как среди ассирийцев, так и в других народах; их стали называть несторианами. Несторианство дожило до наших дней, являясь одним из основных пяти направлений христианства, хотя и самым малочисленным (четыре других – православие, католицизм, протестантизм, монофизитство). Официально несторианская церковь именуется Ассирийской церковью Востока (с патриархом – католикосом во главе). Большинство современных несториан (их общая численность приблизительно 200–300 тыс. человек) – ассирийцы.

Время расцвета несторианской церкви – Средние века. В XIII веке она объединяла 25 митрополий и 130 епископий, от Средиземного моря до Тихого океана. Ее миссионеры распространяли учение Нестория в Средней Азии, Индии, на Цейлоне, в Китае, Маньчжурии, Монголии, в Эфиопии и других краях. Итальянский путешественник Марко Поло (XIII век) встречал христиан-несториан во многих городах Китая; фламандский монах Виллем Рубрук столкнулся с ними во время своих странствий по Монголии (1253–1255 гг.). Именно ассирийцы – два несторианских монаха – в середине VI века вынесли в своих посохах грены тутового шелкопряда из Китая (что суровейше было запрещено законами Поднебесной империи) и доставили их в Константинополь, положив тем самым начало разведению шелкопряда в Византии, что означало конец монополии китайцев на производство шелка.

Несториане активно контактировали с основателем ислама – пророком Мохаммедом и его преемниками. В священной книге мусульман – Коране прослеживается влияние некоторых идей несторианства, связанных, в частности, с философией пантеизма.

Важно отметить, что в условиях отсутствия своей государственности несторианская церковь была и остается очень существенным фактором объединения ассирийцев, их этнокультурной консолидации, сохранения их как особого этноса.

Вернемся, однако, в V век. Вскоре после «отпадения» от византийской церкви сторонников несторианства из нее вышла («отпала») еще одна значительная группа ассирийцев (проживавших в Сирии). Они были «соблазнены» идеями константинопольского архимандрита Евтихия. Его учение осудил как раскольническое в 451 году Вселенский Халкедонский собор. Взгляды Евтихия продолжал активно распространять епископ г. Урфы (Эдессы) Яков Барадая Занзала. Его сторонников стали называть яковитами, а основанную им Сирийскую православную церковь (с патриархом во главе) – яковитской. Она относится к монофизитскому направлению христианства. Как и другие монофизиты, яковиты считают, что природа Христа лишь одна – божественная; однако у них есть свои особенности культа. Последователей яковитства в наши дни – около 200 тысяч человек; кроме ассирийцев это арабы Ближнего Востока и малаяли в Индии (штат Керала).

В XVI веке у ассирийцев возникла еще одна церковь. Часть несториан, проживавших в Османской Турции, под давлением католических миссионеров перешли в «латинство», создав отдельную церковь, глава которой, патриарх Ю. Сулака, подписал унию с Ватиканом (сохранив, однако, определенную внутреннюю автономию). Ее стали называть Ассиро-халдейской церковью.

…В 1988 г. в подмосковном Загорске, во время празднования 1000-летия Русской православной церкви, среди прочих событий произошло и такое: впервые после отделения яковитов в середине VI в., т.е. через 14 (с лишним) столетий, встретились патриархи двух церквей: несторианской – Мар-Дынха IV и яковитской – Мар-Закка I и переговорили о развитии контактов.

* * *

Нет, не неудачники в человечестве, а победители Времени! Да, превратности исторической судьбы лишили ассирийцев, один из древнейших народов Земли, своей государственности, у очень многих из них отняли родину, разметали по всему свету. И тем не менее – вопреки всему, несмотря на многовековые гонения и множество попыток тотального геноцида в разные эпохи, есть, живут в нашем мире люди с древним и гордым именем: атурая, сурая, ассирийцы. Не счесть племен и народов, которые за эти тысячелетия полностью исчезли, ушли с исторической сцены, и лишь имена их сохранились на страницах ученых фолиантов, а ассирийцы – есть, их можно увидеть, можно «потрогать», как говорится.

И потому, если где-нибудь вам доведется встретиться с человеком, о котором вам скажут: «это – ассириец» (или сам он, может быть, представившись, так назовет себя) – не делая удивленно-округленных глаз, почтительно приподнимите шляпу. Вы встретились с Историей.

Категория: Мои файлы | Добавил: etnolado
Просмотров: 4599 | Загрузок: 0 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 6
6  
accutane sexual side effects
buy liquid accutane
acne breakouts after accutane
accutane and pregnancy
http://acnetreatmentsthatworkfast.net/
http://onlyclearskin.com/buy_aldara_en-us.html
roche suit accutane blog
atlanta accutane law suits
use of accutane durring alchohol
accutane linked to acne dysmorphia

5  
accutane side effects for men
acne and accutane and dermatologist
buy benzac
benzac ac
http://onlyclearskin.com/buy_benzac_en-us.html
adult acne
acne treatment accutane
problems with accutane
accutane worse acne
buy accutane on line no prescription

4  
http://acnetreatmentsthatworkfast.net/buy_aldara_en-us.html
accutane buy cnada pharmacy
accutane and diet
buy cheap generic accutane
georgia accutane attorneys
is accutane safe
accutane side effects with alcohol
http://acnetreatmentsthatworkfast.net/buy_aldara_en-us.html
amnesteem vs accutane
hartford accutane attorneys

3  
accutane online no prescription by phone
benzac ac wash
rosacea accutane
long term side effects of accutane
accutane pregnancy
accutane before and after picture
use of accutane durring alchohol
teenage acne
accutane atlanta attorney
accutane success rate

2  
accutane before and after shots
georgia accutane injuries
accutane depression
best acne solution
acne rosacea treatment
accutane peeling skin
http://onlyclearskin.com/buy_grifulvin_en-us.html
after accutane
acne rosacea pictures
side effects from accutane

1  
hartford accutane lawyers
http://onlyclearskin.com/buy_renova_en-us.html
accutane side effects with alcohol
accutane acne treatment
http://onlyclearskin.com/buy_accutane_en-us.html
acne home treatment
accutane lawyers san diego
after accutane
accutane moderate acne
side effects of longterm accutane use

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz